0

Из воспоминаний партизан (из газеты «Путь колхозника» №25 от 05.11.1932)

Не щадя своей жизни 13 лет тому назад геройски дрались красные партизаны за освобождение Д.В. Края от белобандитов (Из воспоминаний партизан)

Газета Путь колхозника №25. 5 ноября 1932 г. Орган Мазановского РК ВКП(б), РИКа и Райпрофсовета.
Стр.2. 6/XI-32

Последний удар нанесен

Помню я, как тринадцать лет тому назад на опытном участке Гожа, красные делали засаду против наступающих японцев. Три раза японцы пытались атаковать нас, но каждый раз встречали отбой. Атаки мы их отбили, и японцы сидели, прижавшись в окопах.
Вечером они открыли огонь. Мы молчали, ответа не давали, т.к. к японцам шло большое подкрепление.
Я участвовал в кавалерии, в которой было около 200 сот человек. На Гоже у нас был большой бой с японцами. Забрали мы тогда у японцев два пулемета, а десять лошадей и несколько винтовок с патронами.
В этом бою был ранен командир Никитин, а пом. командира Хлестунов был убит. Мы потеряли в этом бою 16 человек лучших партизан, стойко сражавшихся за освобождение Дальне-Восточного края от белобандитов. Двенадцать человек было ранено.
Население деревни Тарбогатаевки было кулацкое и вооружившись оружием, они вместе с японцами выжгли три близлежащих деревни. Мы отступали.
После этого я участвовал в сожжении 42 мостов, тем самым не давая возможности японцам переправлять войска и окружать наш тыл.
Однажды, не успел я притти домой, как жена сообщила мне, что к дому подходят белые. Японцы скомандовали руки вверх.
Они спросили кто я такой. Я сразу сообразил и ответил, что я не здешний иначе они могли сжечь всю деревню. Они мне предложили зайти в избу, но я в избу не вошел, а пустился бежать почти голый. Рождественские сорокаградусные морозы давали себя чувствовать. Я добежал до крестьян, где они в поле молотили хлеб, попросил у них лошадь и поскакал к своему отряду, чтобы нанести последний удар белобандитам и наемникам капитала.
Сегодня мы празднуем XV летие Октябрьской революции и 10 летие советизации Дальнего Востока.
Под руководством коммунистической партии и ее вождя тов. Сталина мы строим сове социалистическое государство.

Партизан СЕМЕН САПРОНОВ колхозник «Нового Мира».

Три месяца одиночества

Родился в 1895 году на Украине в бывш. Подольской губерни. С 9 лет батрачил.
В 1910 г. переехал с отцом на переселение в Дальне Восточный край. Не долго мне пришлось жить на Д.В.К., в 15 году призвали в царскую армию. Был я на австрийском фронте в окопах около двух лет и там испытал все прелести старого режима.
В 1918 г. приехал с фронта, попал г.Благовещенск, где и участвовал в подавлении белогвардейско мартовского выступления.
После подавления белобандитов был избран председателем граматухинского с-совети.
С приходом интервентов я добровольно вступил в партизанский отряд Голика Федора, а 27 сентября мы вступили в бой с японцами, не далеко от дер. Граматухи, там я и был ранен в правую ногу с повреждением кости.
Увидев японцев я притворился мертвым. После ухода японцев меня подобрали наши и увезли в охотничье зимовье за деревню Юхту. Здесь в глуши не имея врачебной помощи я был предоставлен сам себе в течение 3-х месяцев.
В 1920 году на Гоже востановилась советская власть и меня из тайги привезли домой. Внов я был избран председателем граматухинского с-совета и пробыл на этой руководящей работе до 1920 года.
С 1931 г. организовался в деревне Эпихе колхоз «Красный Маяк», работаю в нем и до настоящего времени.
Все что я написал есть истинная правда пройденного тяжелого пути в моей жизни.
Я как старый партизан, твердо убежден в построении социализма не только в нашей стране, но и во всем мире.
Я заверяю коммунистическую партию большевиков и ее вождя тов. Сталина, что я всегда готов на защиту Октябрьского завоевания, хотя бы мне это стоило жизни.

Бывш. Красн.партизан КОВАЛЬСКИЙ.

Как мы спасли золото

Придя с германского фронта я был арестован японцами в 19 году, потом меня оправдали и отпустили на свободу. После этого я доставлял в тайгу партизанам продукты. Потом я вступил в отряд Громова и вместе с другими отстреливал японские поезда шедшие с орудием.
Однажды в деревне Березовке нас захватили белые. Нас было двое. Мы начали бросать бомбы навстречу шедшим японцам. Схватив в огороде коней, скрылись.
Около Петропавловки был бой. Я тогда командовал взводом в двести человек. Мы не потеряли ни одного партизана.
Помню, в городе Зее, в банке было 110 пудов золота. Мы вдвинули весь отряд, чтобы не допустить японцев увезти наше золото. Возчики не торопились и запрягали коней так, чтобы они не сдвинули возов с места, подгоняемые возчиками лошади убежали порожняком. Воза с золотом остались на месте.
Вскоре у меня заболела отмороженная нога и я был отстранен по болезни. Сейчас я работаю все время на кооперативной работе.
На первый зов нашей партии, я как старый боец выступлю на передовые позиции, для защиты советского государства.

Партизан АНДРИЯСОВ

На клич – готовы
Были мы в эскадроне Никитина. Эскадрон наш разбили на бригады. Наша засада была на Бугорках. Нас было 7 человек.
Однажды на нас напали японцы в количестве 13 человек. Мы не струсили и пустились с ними в рукопашную. Забрали мы у японцев продукты и 7 человек в плен, а остальные не желая сдаваться бросились в озеро и утонули.
В Молчаново нас было человек 70, когда мы обстреливали японский пароход с берега. Японцы бросались в воду, лишь только два из них были взяты нами в плен. Пароход причалил к берегу и сняли 56 кулей муки, 13 кип мануфактуры, папирос и конфет.
Перед гожинским боем нас разбили на бригады. Японцы приближались. Мы ждали командования пуститься в бой. Подпустив японцев на несколько шагов командир крикнул: «пли». Завязался ожесточенный бой. Партизаны дрались геройски не щадя своей жизни. В этом бою партизанский отряд вышел победителем.
Заверяем коммунистическую партию и ее вождя тов. Сталина, что мы старые партизаны борясь за социализм с белобндитами, все как один выступим по первому кличу партии на защиту наших великих завоеваний.

Партизаны: ТАДАСЕЙЧУК, КОНДРАТЕНКО.

Тяжелое прошлое осталось позади
Мне было тогда 18 лет, когда меня выбрали уполномоченным на съезд по организации как выступить против японцев.
Помню, когда вся деревня Мазаново, в количестве шестисот человек выступила против японцев. У нас не хватило патронов и мы разошлись. Японцы стали расстреливать жителей. Я скрылся в тайге.
В 1919 году на белогвардейскую канонерку было вызвано нас 11 человек. Арестованных допрашивали по одиночке и некоторых отпускали на берег. Очередь дошла до меня.
— Воевал? спрашивают меня.
— Нет, ответил я, и меня отпустили.
Когда была мобилизация Колчака, мы все организовались в партизанский отряд. Обстреливали японские поезда и жгли мосты. Принимал я участие в разоружении населения в Березовке.
Однажды нас японцы захватили в расплох. Мы не растерялись. В это время к нам подоспела помощь Красногвардейцев и рабочих и мы дрались до последней капли крови. Мы отступали к Благовещенску. В 18 верстах от Благовещенска нас настигли белые и убили и двух партизан.
Большой бой был под Практичем. Подвела тогда нас деревня Гуранская. Они рассказали японцам, где расположена наша позиция и японцы окружили нас. Нас было 200 человек. Подобрались смелые ребята в количестве 18 человек и пошли в разведку. По дороге обстреляли японскую почту.
В Христиановке подобралось нас человек 300 и пошли разбивать Тарбокатаевцев. Мы подожгли деревню. Стрельба продолжалась целый день.
После этого меня отправили на Монгольский фронт против барона Унгера. Там мы в дребезги разбили генеральскую свору, а самого Унгера и 150 офицеров взяли в плен. В 1930 г. я уволен по демобилизации.
Давно это было. Но когда вспомнишь все пережиток, то так и кажется, что это было совсем недавно. Нужда, голод и холод остались позади. Враг разбит, но не уничтожен.
Если только враг будет на нас нападать, мы сумеем дать ему отпор также, как дали пятнадцать лет тому назад.
Да здравствует коммунистическая партия и ее неутомимый вождь тов. Сталин.

Партизан ЯВОРСКИЙ

Поделиться с друзьями с соц.сетях :
Добавлено в: Без рубрики Метки: ,

Связанные записи

Закладки и Отметки

© 3326 Территория Beyondd. Все права защищены. .
Powered By Wordpress Hackz.